Порядок рассмотрения обращений участников избирательного процесса, граждан в территориальную избирательную комиссию

В работе с обращениями участников избирательного процесса, граждан территориальная избирательная комиссия руководствуется Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», избирательным законодательством и инструкцией по документационному обеспечению.

Территориальная избирательная комиссия рассматривает следующие обращения:

  • запросы, содержащие просьбу о разъяснении избирательного законодательства;
  • предложения, направленные на совершенствование правовой базы проведения выборов и референдумов, улучшение порядка организации деятельности избирательных комиссий, комиссий референдумов, должностных лиц, других участников избирательных кампаний, кампаний по проведению референдумов;
  • заявления по поводу реализации прав и свобод человека и гражданина, закрепленных Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и Свердловской области о выборах и референдумах в пределах компетенции комиссии;
  • жалобы по поводу восстановления нарушенных решениями и действиями (бездействием) избирательных комиссий, их должностных лиц, прав, свобод и законных интересов граждан, в том числе предоставлением официальной информации, послужившей основанием для принятия решений и совершения действий (бездействия).

Обращения могут быть адресованы в территориальную избирательную комиссию, а также непосредственно её председателю. Их могут подавать все участники избирательного процесса, участники референдума, граждане, организации  полагающие, что их права, свободы, либо законные интересы в чем-то нарушены.

Все поступившие в территориальную избирательную комиссию письменные обращения, независимо от способа их доставки, подлежат обязательной регистрации. Регистрационный номер обращения можно уточнить то телефону комиссии.

Способы доставки обращений могут быть разными: почтой, средствами факсимильной связи, по информационно-телекоммуникационным сетям, включая сеть «Интернет» или лично.

Заявителям следует иметь в виду, что письменное обращение (в том числе направленное электронной почтой) должно содержать следующие реквизиты: адресат; фамилия, имя, отчество заявителя, почтовый адрес (электронный адрес) заявителя,  по которому должны быть направлены ответ или уведомление о переадресации обращения; изложение существа предложения, заявления или жалобы. Письменное обращение должно быть подписано заявителем (как правило, в скобках указывается расшифровка подписи) с указанием даты подачи обращения.

Ответы на обращения граждан, поступившие по информационно-теле-коммуникационным сетям, направляются по почтовым или электронным адресам, указанным в обращениях.

Обращения граждан, как письменные, так и устные, могут быть поданы также и во время личного приема граждан, осуществляемого председателем территориальной избирательной комиссии.

Предварительная запись на прием осуществляется по телефону комиссии.

Устные обращения рассматриваются в случае, если содержащиеся в них факты и обстоятельства очевидны и не требуют дополнительной проверки. В случае, если содержащиеся в устных обращениях факты не очевидны, и требуют дополнительной проверки, заявитель должен подготовить письменное обращение.

Устные обращения должны содержать изложение существа предложения, заявления или жалобы, а также сведения о заявителе: фамилию, имя, отчество, контактный телефон, почтовый адрес, по которому может быть направлен ответ по итогам рассмотрения обращения.

Обращения, поступившие в комиссию, рассматриваются в сроки, установленные законодательством о выборах и референдумах, отсчет срока рассмотрения ведется со дня поступления обращения в комиссию и регистрации его в установленном порядке.

В межвыборный период письменные обращения заявителей разрешаются в срок до одного месяца со дня их поступления в комиссию, а не требующие дополнительного  изучения и проверки – безотлагательно, но не позднее 15 дней с момента их поступления. В случае, если поданное обращение требует дополнительного изучения, сроки его рассмотрения могут быть продлены, но не более чем на три месяца, о чем будет сообщено заявителю.

Ответы на обращения, поступившие в ходе выборов, референдумов направляются в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, – немедленно. В случае, если  факты, содержащиеся в обращении, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в 10-дневный срок.

Обращения заявителей, в которых не указаны или неразборчиво написаны фамилия заявителя или его почтовый адрес (адрес электронной почты), по которому должен быть направлен ответ, рассматриваются в общем порядке, но ответ на обращения не дается. В случае, если в письменном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение направляется в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией.

Письменные обращения, в которых содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членам его семьи, остаются без ответа по существу поставленных в нем вопросов, а заявителям сообщается о недопустимости злоупотребления правом. При достаточных основаниях обращение направляется в соответствующий государственный орган.

Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

Территориальная избирательная комиссия приостанавливает рассмотрение жалобы в случае, если аналогичная жалоба принята к рассмотрению судом. Аналогичной считается жалоба, поданная в суд тем же лицом (его уполномоченным представителем) по тому же вопросу. После вступления в силу решения суда дальнейшее рассмотрение жалобы в Избирательной комиссии области не производится.

В случае, если в письменном обращении содержится вопрос, на который гражданину неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направленными обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы и обстоятельства, то переписка по данному вопросу прекращается.

Жалобы избирателей, участников референдума на действия (бездействие) избирательных комиссий, ущемляющие права граждан, рассматриваются на заседаниях территориальной избирательной комиссии с участием заявителей.